12:01 

они пахнут

Terence Fletcher
luxuria et al.
сидит на ветке облепихи
замёрзший старый воробей
и клювом мне беззвучно шепчет
убей

перашок неизвестного автора

Иногда знаменитые люди хотят заработать немного дополнительных денег. Их желание бывает обоснованно, бывает не очень, но оно всегда вполне понятно. Кто-то начинает петь, кто-то пишет картины маслом, кто-то ведет ток-шоу. Конечно, все это они делают плохо, но ничего другого от них и не ждут. Но когда известный писатель халтурит по прямому профилю, это вызывает совсем другие чувства.

На днях мама прикупила очередную книженцию для чтения внуку вслух. Обычно у нас и так есть то, что хочется прочесть, но в этот раз трудовой кошелек освободился от 410 рублей (в интернет-магазине на сотню дешевле) не из глупой прихоти, не под влиянием порыва и не с целью показать окружающему миру, что на детях экономить нельзя. Маму трудно винить: увидев на обложке имя автора, она не смутилась ни ценой, ни дурным названием и принесла шедевр в дом.

Книга, затейливо озаглавленная "История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей", предлагается детям младшего школьного возраста и повествует о нелегкой жизненной доле вышеупомянутых персонажей. Вот таким образом:

Ещё одним неудачником был кот Михеев. Он был неудачником от самого рождения: ему не повезло с семьёй. Мать его была дворовая кошка, а это совсем не то же самое, что кошка домашняя: ни одна живая душа о ней никогда не заботилась, никто никогда не сказал – надо бы пойти в магазин и купить нашей кошке мороженой рыбки или хотя бы кошачьего корма «Вискас», никто никогда не подумал – что-то блюдечко стоит пустое, не налить ли нашей кошке молока. Про михеевского отца вообще ничего не известно – да и был ли он?
Сам Михеев родился на чердаке. Мать была так невнимательна к сыну, что забыла дать ему имя и называла его просто «котёнок». Он её сосал две недели, потом ей это дело надоело, и она бросила его на произвол судьбы. Всё свободное время мать проводила в обществе несимпатичного и грубого кота. Котёнок сам спустился во двор, научился бегать от разных опасностей и рыться в помойке в поисках пропитания.


И так далее. Не скажу, что совсем ахинея, но близко к тому. В целом история представляет собой АУ к "Красной Пашечке" Александра Иванова. Не прекращая выполнять необходимые по сюжету функции, почти все персонажи мучительно и со смаком страдают, но в конце внезапно наступает хэппи-энд. До рейтинга не дотягивает, но предупреждение "членовредительство, групповой херт/комфорт" не помешало бы.

Если отвлечься от сюжета, больше всего книга напоминает истории, которые родители выдумывают на лету и сразу вслух, чтобы дети быстрее заснули. Обычно это всякая милая чепуха про ежиков и зайчиков, бесконечная Санта-Барбара из жизни кого угодно, для достоверности приправленная жизненными подробностями. Дети слушают, а родители, рассказав, тут же забывают до следующей серии. Но издавать это?! Милый бред из уст засыпающего родителя и принесенная из магазина книжка с картинками - не одно и то же, не стоит думать, что детям можно скормить все, что угодно.

Кстати о подробностях. Дочка моей приятельницы, послушав начало сказки "Гензель и Гретель", где мать уводит детей в лес и оставляет там одних, спросила, как она могла так поступить. Приятельница не нашлась, что ответить, и просто убрала книгу, хотя, в принципе, можно было бы списать помешательство сказочной матери на темные времена и дикие нравы. Другое дело здесь: родные облезлые кошки из засранного подъезда, Михеев и "Вискас". Тема же про михеевского отца и вовсе грозила бы превратить занятия с ребенком в философско-биологическую дискуссию о происхождении видов. Нет, поймите правильно: я нисколько не против реализма, матери-ехидны, помойки и бездомные коты - такая же часть нашей жизни, как няшные плюшевые мишки и шоколад. Никто не посягает на священное право автора описывать суровую правду со всей беспристрастностью, боже упаси. Вопрос в том, зачем тащить в текст для детей именно ее, и как получается, что, увидев, к примеру, бездомного кота, один писатель придумывает то, что выше, а другой - "Королевскую аналостанку". В общем, тут много чего можно было бы сказать, но все и так понятно. Мне интересно только одно: автор на ясном глазу считает, что детям нужно читать именно это? И своим стал бы читать?

Существует точка зрения, что не стоит ограждать детей от страшного реального мира, иначе потом он свалится на них снежным комом из шокирующей правды. Это верно, но лишь отчасти. Скрывать ничего не надо (ну, почти ничего), но надо думать, прежде чем говорить. Ребенок должен знать, что есть смерть, несчастья, болезни, но для информации, осознания опасности, сочувствия, а не для смакования. Когда история настолько реалистична, прочтя про ошпаренного кипятком кота, пусть и вылеченного потом ромашкой, дети могут забыть, что дело происходит в сказке. Они могут захотеть попробовать это повторить, кстати, потому что дети вообще часто бывают неосознанно жестоки. Вот именно поэтому - не надо.

Мораль: а нету. Давно, причем, нету, она стыдливо прячется, когда рядом раздается упоительный звон волшебного слова "бабло". Книги детям покупают взрослые, а поскольку для взрослых этот автор пишет хорошо, то сомнений и не возникает. И зря, потому что писать для детей умеют не все. И это не язык, не стиль, а понимание, где проходит грань между взрослым и детским. Она постоянно сдвигается, эта грань, дети растут, запретных тем остается все меньше, но она должна присутствовать даже тогда, когда ребенок уже большой. Даже когда он получает паспорт, он еще не стал взрослым, на самом-то деле.

Мне тут на днях спам пришел. Одно из издательств принт-он-деманд предлагает подготовить к печати и раскрутить книгу начинающего автора: разместить ее в торговых сетях, организовать рецензии и интервью с автором и даже предоставить литературного агента. Цена вопроса - 5000 рублей, если что. Я лично готова проспонсировать любого автора, который захочет воспользоваться этим предложением и принесет нормальные детские рассказы. Для младшего и среднего школьного возраста, написанные языком, понятным этим самым младшим и средним, и с внятным сюжетом. Можете считать публичной офертой.

@темы: Ремесло, зло у трона

URL
Комментарии
2014-03-01 в 13:21 

Hellestern
В Темном лесу Люциасу была страшно и с Лордом и без Лорда — с Лордом его пугал Лорд, без Лорда его пугали деревья.
Про михеевского отца вообще ничего не известно – да и был ли он? альтернативная биология?))
жуткая книжка, я проникся. даже зачитал этот абзац вслух домашнему филологу - оказалось, что вслух оно читается плоховато, даже если не вникать в содержание.

Одно из издательств принт-он-деманд предлагает подготовить к печати и раскрутить книгу начинающего автора: разместить ее в торговых сетях, организовать рецензии и интервью с автором и даже предоставить литературного агента. Цена вопроса - 5000 рублей, если что. чет подозрительно дешево, нне?

2014-03-01 в 13:29 

Terence Fletcher
luxuria et al.
альтернативная биология?
Не иначе )))) сказка же, чо.
Но да, именно что жуткая. Насчет чтения вслух тоже согласна, но тут можно предположить, что это дети уже могут читать сами. Хотя это не спасает ))

чет подозрительно дешево, нне?
Не знаю, возможно ) за что купил, как говорится. Там могут быть не учтены какие-то доп. расходы, я думаю.
Да я бы даже добавила от себя, сугубо для мотивации авторов. Все нормальное, что у меня есть, уже зачитано до дыр и подсказок слушателя, а читать нужно каждый день.

URL
2014-03-04 в 14:53 

Hellestern
В Темном лесу Люциасу была страшно и с Лордом и без Лорда — с Лордом его пугал Лорд, без Лорда его пугали деревья.
Кстати, вот тут собирают названия всяких хороших детских книжек. Может, пригодится)

2014-03-04 в 14:59 

Terence Fletcher
luxuria et al.
О, спасибо большое! Уже даже присмотрела - серия про Петсона и Финдуса выглядит очень неплохо.

URL
   

8 шагов к раю

главная